Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Дей бе Азар.

08.02.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Россия \ Финно-угры Версия для печати

Заратуштрийские элементы в народной религии удмуртов

Удмурты (удмурт) – финно-угорский народ в России, основное население Удмуртии. К удмуртам иногда причисляют родственных им бесермян (бесерман). Несмотря на то, что большинство современных удмуртов православные, часть народа придерживается традиционной религии.

 

Известно, что предки современных финно-угорских народов контактировали с иранцами, из-за чего в удмуртской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов. По одной из гипотез, даже сам этноним «удмурт» происходит от авест. marəta- «смертный», ср. перс. mard «человек», «мужчина»:

 

Удмуртский

Авестийский

zarid’ź, zariź «море»

zrayō, zrayah- «море»

pįdes «дно»

bŭna<*bundna, пехлев. bun «дно», «основание», ср. название заратуштрийского трактата Бундахишн («Сотворение основы»)

kureg «курица»

kahrka- «курица»

ųajįž «оглобля»

aēša- «плуг»

urd «ребро»

aræδa- («половина», сторона»)

uzįr «богатый»

ahura- «господин», отсюда Ахура Мазда («Мудрый Господь»)

śur «рог»

srvā-, srū- «рог»

śu «сто»

satæm, пехлев. sat «сто»

kyryny «прорвать»

kar- «бороздить», «проводить борозды»

das «десять»

dasa «десять»

erdzi «орёл»

æræzi-fya- «орёл»

ba(d’)d’źįn «большой»

bazah- «величина»

gurt «дом», «село», «родина»

gæræδa- «дом»

 

Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в удмуртском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: andan «сталь», ср. осет. ændon «сталь»; parś «свинья», ср. хотано-сакск. pā’sa «свинья» и т. д.

 

Существует утверждение, что удмурты познакомились с письменностью относительно поздно – первый письменный удмуртский памятник (Евангелие) издан в 1847 г. Тем не менее, лексический фонд удмуртского языка демонстрирует релевантную словоформу иранского происхождения, связанную с письменностью – удм. n’ebög «кусок бересты», «лист бумаги, закон, указ», восходящую к древним иранским языкам – др.-перс. nipišta- «выписывать, записывать», ср.-иран. *nibēg «книга, документ», пехл. nipēk «письмо», согд. *nipēs «писать». Хорезмийцы и согдийцы скорее других могут быть отождествлены с теми иранцами, через которых предки удмуртов познакомились с письменностью.

 

Образец согдийского письма

 

Всё это позволяет предполагать об обширных связях предков удмуртов с иранцами. По-видимому, некоторые черты традиционной религии удмуртов сформировались под влиянием учения Заратуштры.

 

Основная черта религии Заратуштры – дуализм, предполагающий существование Добра (Ахура-Мазда) и Зла (Ариман). Известно, что для народной удмуртской религии также был характерен дуализм – вера в существование Добра во главе с Инмаром, создавшим Вселенную, и Зла – во главе с Шайтаном или Кереметом. Имя бога Инмара (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходит к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед. Оба обозначения отрицательной сущности пришли из ислама, где Керемет связан с понятием карамат (کرامت) – чудом, даруемым Аллахом. Отец зла, мрака и холода пребывает в бездне и приносит людям бесчисленное множество несчастий и подбивает человека на неблаговидные дела.

 

Центром неба у удмуртов считалась Полярная звезда, что также имеет аналогию с заратуштрийской религией. В заратуштрийском трактате Бундахишн упоминается Полярная звезда (Хафторинг) как «гвоздь неба».

 

Среди животных, сотворённых Инмаром, следует отметить собаку, считавшуюся у удмуртов благим животным. Сходный мотив присутствует и в Благой Вере, где собака считается одним из творений Ахура-Мазды.

 

Удмуртский культ отправлялся в святилище – куа. Это слово через фин.-угор. kota восходит к авест. kata- «место, постройка» (ср. атешкада – храм огня). Служение велось посредством молитв (куриськон). Жреческий титул в народной удмуртской религии передавался по наследству. Главный жрец (восясь) избирался. Аналогичная практика наблюдается и в религии Заратуштры, где мобедом (священнослужителем) может стать только человек из рода мобедов. Глава всех мобедов – Мобедан мобед – избирается собранием мобедов.

 

Большую роль в религиозных представлениях удмуртов играл мудор – изначально очаг святилища куа и находящаяся в нём зола (впоследствии заменённый деревянной иконой). Тот, кто уходил на сторону, непременно брал с собою золы из очага, иначе его покинет шуд («счастье, благополучие» восходит к иранск. шад «радость»).

 

Духом-покровителем человека был воршуд («дающий счастье»), аналогичный заратуштрийскому фраваши. Хозяин, обзаводясь отдельным домом, приглашал к себе воршуда, перенося горсть золы из прежнего очага.

В дни зимнего солнцестояния удмуртами отмечался праздник толсур с проводом злых духов. Он напоминает иранский «шабе ялда», празднуемый в ночь после самой долгой ночи года, когда световой день (как символ добра) начинает прибывать.

 

Как известно, учение Заратуштры предписывает почтительное отношение к стихиям, и поэтому труп не мог быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихий. Поэтому заратуштрийцы соблюдали специальные погребальные обряды с выставлением трупов на съедение хищным птицам. Погребальная обрядность удмуртов имеет соответствующие параллели, где также запрещались погребения отдельных категорий умерших (самоубийц и т. п.), которых выставляли на съедение хищным птицам и зверям.

 

С XVII в. среди удмуртов начинает распространяться православие. Носители традиционной удмуртской религии так и не сформировали централизованной религиозной системы и священных книг, без чего невозможно сохраниться в той или иной степени в условиях внешнего давления других религий. Традиционная религия стала постепенно забываться. И хотя отдельные энтузиасты в настоящее время пытаются возродить её, отсутствие письменной фиксации учения мешает её полному восстановлению.

 

В отличие от народной удмуртской религии – культа сугубо этнического, учение Ашо Заратуштры, проповедуя те же ценности, смогло сформировать религиозную систему и сохраниться в течение более чем 3700 лет даже во враждебном окружении и стать религией, открытой для любого, кто желает её принять.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 17.11.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта